Подарки богачам на лето — Росбалт

сми

Депутаты решили в очередной раз облегчить жизнь толстосумам, попавшим под западные санкции.

Под занавес весенней сессии Госдума одобрила целую серию законопроектов, которые, как сказали сами же депутаты, призваны поддержать морально и материально богатейших бизнесменов России, некоторые из которых оказались к тому же под санкциями.

Примечательно, что новые преференции и гарантии коснутся в основном крупных компаний нефтяного сектора. Именно их интересам, а вовсе не простых граждан, будет служить закон о демпферном механизме регулирования цен на бензин, который Госдума приняла в среду в третьем, окончательном чтении.

Отметим, на Охотном ряду новые нормы преподносятся как «защита потребителей» от роста цен на бензин и другое топливо, которые опять поползли вверх с начала июля, когда перестало действовать старое соглашение между правительством и нефтяными компаниями.

Однако думские оппозиционеры уже предупредили, что сдержать цены на бензин при помощи демпфера удастся разве что на короткое время. «Говорят, что этот закон направлен на защиту граждан, а каких именно, вы посмотрите в списке Forbes», — посоветовал «эсер» Валерий Гартунг. Он убежден, свой закон имеет лишь отдаленное отношение к стабилизации цен на бензин. Но поможет «зачистить рынок от конкурентов, а потом, добившись монополии, вздуть цены на топливо». «Закон нужен, чтобы освободили место для крупных компаний, собственно, на это он и нацелен», — сказал Гартунг.

В стане думской оппозиции убеждены, что снижать цены на бензин надо иначе. Так, в КПРФ считают бессмысленным уговаривать нефтяные компании поддерживать разумную планку и давно призывают принять закон о госрегулировании нефтяной отрасли с введением механизмов прозрачного ценообразования на бензин. В «Справедливой России» единственным способом стабилизации цен считают отмену налогового маневра, повышение экспортных пошлин на нефть и НДПИ.

Интересам нефтедобывающих компаний отвечает еще один закон, принятый Госдумой в третьем чтении и разрешающий строительство платных дорог при отсутствии бесплатного дублера в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полагают на Охотном ряду. На первый взгляд, закон не вызывает опасений, ведь бесплатно ездить по коммерческим дорогам разрешат владельцам автомобилей, в то время как с грузовиков потребуют деньги за проезд. Кроме того, правительство сможет предоставлять льготы на бесплатный проезд также владельцам любых других категорий транспортных средств.

Однако депутаты обратили внимание, что на районы Крайнего Севера приходится около 60% всей территории России, и при желании власти смогут распространить действие принимаемого закона на всю страну. Причем по этому закону платными сделают не только новые дороги и мосты, но и уже построенные, указали на Охотном ряду.

Представители думской оппозиции прямо заявили, что закон пролоббировали добывающие компании, которые хотят построить пути к своим месторождениям, но за счет дорожной сети общего пользования. «Они (компании) просто хотят вернуть таким образом деньги, которые были вложены в строительство этих дорог», — убеждена коммунистка Вера Ганзя. При этом она заметила, что у государства есть деньги на строительство дорог, но почему-то их не спешат брать из резервных фондов.

Александр Старовойтов из ЛДПР опасается, что из-за безальтернативных платных дорог на Крайнем Севере вырастут цены на продукты питания и энергоносители. Другими словами, бизнес найдет способ переложить свои издержки на плечи граждан. «Так что, когда эти законы начнут реализовываться, уровень социальной напряженности может резко вырасти», — предупредил депутат.

Впрочем, на защиту простых людей государство у нас встает редко и делает это крайне неохотно. Другое дело, бизнесмены и компании, оказавшиеся под антироссийскими санкциями. Пару лет назад Госдума уже приняла закон о так называемых «ответных мерах». Теперь же попавшим под санкции предложили защиту в российских судах.

Сейчас российские граждане и компании, в случае введения против них санкций, фактически лишены возможности защищать свои права в иностранных судах, напомнил депутат Дмитрий Вяткин. Новый закон, помимо всего прочего, разрешает нашим бизнесменам в одностороннем порядке изменять ранее заключенные соглашения о рассмотрении тяжб, внося в них пункт о рассмотрении споров в российских судах. В случае отказа российские компании смогут требовать уплаты неустойки.

Многие депутаты не поверили, что Басманному суду удастся отменить решения, принятые судами в Лондоне и Нью-Йорке. По этой причине они сочли принятый в первом чтении законопроект скорее «политическим манифестом», нежели юридическим документом. Но Вяткин напомнил, что ранее уже был принят закон, позволяющий при посредничестве Конституционного суда не исполнять решения международных судов и организаций в том случае, если они не соответствуют положениям российской Конституции.

Кроме того, взаимное исполнение решений иностранных судов уже сейчас требует дополнительного подтверждения в национальных судах и соответствующие соглашения Россия заключила уже со 100 странами, заметил Вяткин. Он убежден, что, защищая попавших под санкции, российским судьям удастся не только переиграть своих иностранных коллег, но и посодействовать в возмещении убытков российским компаниям. Так, если у иностранной компании, которая оказалась стороной спора, есть счета и имущество в России, то на них наложат арест. «Наш суд, наша территория — никаких ограничений быть не может», — заверил Вяткин, призвав защищать «свои компании и граждан».

Простым же людям остается лишь надеяться, что когда-нибудь они также попадут в категорию «своих» и государство будет их оберегать, как сейчас олигархов, столкнувшихся с недоброжелательным отношением за рубежом. Например, пожалует с барского плеча целый список налоговых льгот. Именно такой подарок получили от депутатов участники «внутренних офшоров», которые теперь смогут сэкономить при перерегистрации своих яхт и самолетов в российском реестре. Так, им разрешили не платить НДС при ввозе яхты в Россию независимо от ее размера.

Мало того, до 2027 года для участников «внутренних офшоров» будет действовать нулевая ставка страховых взносов, подтвердил на заседании Госдумы при обсуждении соответствующего законопроекта замминистра финансов Илья Трунин. «Да, они не будут платить налог на прибыль, не будут платить до 2027 года страховые взносы и налоги на имущество. Но они будут платить регистрационные взносы в специальные административные районы», — сказал замминистра. Услышав такое, депутаты, похоже, обзавидовались, но послушно нажали кнопки «за».

Елена Земскова

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий