Обзор игры Kingdom Come: Deliverance: из грязи в князи

игровые новости

Об игре Kingdom Come: Deliverance я впервые услышал от своего хорошего друга, являющегося страстным поклонником творчества чешского гейм-дизайнера Даниэля Вавры, подарившего нам замечательную игру Mafia. После того как в 2009 году Вавра ушёл из 2K Czech, он основал независимую студию Warhorse Studios и при помощи краудфандинга собрал деньги на свою новую видеоигру. Ею стал невероятно амбициозный проект, сочетающий в себе элементы RPG, экшена и хардкорного симулятора средневековья. Сегодня я бы очень хотел рассказать вам об этой игре, уделяя максимальное внимание мельчайшим деталям, ведь она этого заслуживает, как никакая другая.

Игра: Kingdom Come: Deliverance
Платформа: Windows, PlayStation 4, Xbox One
Жанр: RPG
Дата релиза: 13 февраля 2018
Разработчик: Warhorse Studios
Издатель: Deep Silver

Начать следует с того, что Даниэль Вавра всегда славился тем, что подходит к созданию своих игр с невероятной дотошностью. Если говорить о Mafia: The City of Lost Heaven, то он скрупулёзно воссоздал на экране атмосферу 30-х годов XX века, уделяя особое внимание одежде, автомобилям, аутентичным декорациям того времени, при этом тщательно проработав каждого персонажа, доведя сценарий игры до совершенства и наполнив его отменными диалогами и замечательным юмором. В случае же с Kingdom Come: Deliverance его внимание к мелочам и стремление сделать игру максимально реалистичной достигло принципиально нового качественного уровня.

Проект мечты, который Вавра вынашивал в своей голове на протяжение нескольких лет, представляет собой ролевую игру от первого лица, действие которой разворачивается в начале XV-го века на территории королевства Богемии (ныне являющегося частью Чехии). Работа над проектом началась в составе совершенно крошечной команды, состоящей из 10 человек. Два года ушло у разработчиков на создание прототипа будущей игры, деньги на который выделил частный инвестор. Долгое время Вавра обивал пороги игровых издательств, пытаясь заручиться их поддержкой, но никто не верил в успех его затеи. Уже практически отчаявшись, он решил воспользоваться площадкой Kickstarter, где ему удалось собрать более миллиона фунтов стерлингов. После такого оглушительного успеха сразу и инвесторы подтянулись, и издатель в лице Deep Silver нашёлся. В итоге итоговый бюджет игры составил более 35 миллионов долларов (включая расходы на маркетинг). Внушительная сумма, учитывая, с чего начинался проект, но всё же не дотягивающая до того же «Ведьмака 3» с его 67 миллионами.

Создавать видеоигру, сеттинг которой основывается на истории твоей родной страны, — дело увлекательное и доброе, но крайне непростое. Специально для работы над Kingdom Come: Deliverance Вавра прибег к помощи нескольких опытных историков. Вместе они проработали сценарий игры, тщательно восстановили картину быта людей, живших в то время, уделили особое внимание одежде, оружию, архитектуре и даже открытый игровой мир создали на основе старых карт, учитывающих высоту точек над уровнем моря. Сталкивались ли вы с подобной дотошностью к воссозданию истории в других видеоиграх? Чуть ниже для примера приведу фотографию реальной местности, сфотографированной в наши дни, и кадр из Kingdom Come: Deliverance. Оцените работу, которую проделали сотрудники Warhorse Studios, чтобы максимально точно перенести в видеоигру реально существующие локации.

Сюжет игры основан на реальных исторических событиях, произошедших в 1403 году. Старый и очень уважаемый король Карл IV умирает, а вместо него на престол восходит его бестолковый сын Вацлав IV. Вацлаву по большому счёту плевать на подконтрольное ему государство, поэтому всё своё свободное время он проводит в пьяном угаре с полуголыми девками. Тем временем его сводный брат Сигизмунд, чувствуя слабость правителя, решает разыграть ситуацию в свою пользу. Он похищает Вацлава и силой пытается принудить его отказаться от престола. Армия Сигизмунда, по большей части состоящая из половцев, вторгается в Богемию и начинает разорять богатые ресурсами земли и подавлять недовольных ситуацией панов.

В отличие от многих других ролевых игр, в Kingdom Come: Deliverance вам не позволят создать собственного персонажа в специальном редакторе. Всё прописано заранее, и играть придётся по правилам сценаристов и режиссёра. Главным героем является молодой сын кузнеца по имени Индржих (для простоты произношения все называют его просто Индро, а в англоязычной озвучке имя протагониста и вовсе превратилось в Генри). Родной город главного героя Серебряную Скалицу атакуют половцы, а так как он не отличается смелостью, да и меч в руках никогда не держал, ему ничего не остаётся, как беспомощно наблюдать за тем, как от оружия варваров гибнут его родители, а затем позорно бежать куда глаза глядят, пытаясь спасти свою жизнь.

Не очень воодушевляющее начало, не находите? В Kingdom Come: Deliverance главный герой — не опытный вояка, одной левой способный завалить любого противника, а зелёный, неопытный простолюдин, который мало того, что постоять за себя не может, он не умеет даже читать. У него нет лошади, нет никаких особых навыков, нет оружия и денег. Удивительно, но именно подобный подход разработчиков к созданию ролевой игры подкупает сильнее всего. Изначально вооружённый лишь говном и палками (простите мне мой французский) протагонист должен набраться смелости, научиться держать в руках оружие, завести полезные связи и обрести новых друзей, после чего отомстить убийцам родителей и вернуть похищенный половцами меч, выкованный его отцом специально для местного пана.

Игра неспешно знакомит вас с Богемией XV века, а также с огромным множеством игровых механик, некоторые из которых могут как отпугнуть избалованных современными удобствами геймеров, так и, напротив, влюбить в себя раз и навсегда. Даниэль Вавра делает свои игры максимально реалистичными, что нравится далеко не всем игрокам. Вспомните хотя бы тот факт, что в его Mafia вас могли оштрафовать за нарушение правил дорожного движения. В Kingdom Come: Deliverance всё ещё более хитро. Вы по-настоящему живёте жизнью главного героя, чувствуя все его страдания, лишения и проходя вместе с ним через тяжёлые удары судьбы. Вы развиваетесь вместе с ним, поэтому каждое достижение Индржиха является для вас личной победой. Очень редкое чувство, которое в современных видеоиграх практически не встречается.

Буквально спустя пару часов игры в Kingdom Come: Deliverance ты понимаешь, что оказался в настоящем средневековье. В игре нет даже намёка на магию или драконов из сказок, так что об этом сразу забудьте. Исключительно суровый и беспощадный реализм. Это вам не какой-нибудь Skyrim или The Witcher. В голове постоянно нужно держать огромное количество важных параметров. Герой может проголодаться и умереть от голода, устать от недосыпания и физических нагрузок и просто упасть без сил посреди дороги, а может отравиться протухшей едой (которая портится со временем в вашей сумке). Вы можете сломать себе обе ноги, просто споткнувшись о пенёк в лесу, или свернуть шею, зацепившись за ветвь дерева, во время верховой езды, а уж если вам нанесли ранение в бою — не надейтесь, что всё пройдёт само собой, если просто отойти в сторонку и немного подождать. Придётся убегать от врага, бинтовать раны, а потом где-нибудь отлёживаться и принимать лекарства до полного выздоровления. Умереть в Kingdom Come: Deliverance — плёвое дело. Игра беспощадна к современным игрокам. Но в этом и заключается её особый шарм.

Пусть вас не смущает тот факт, что общая площадь открытого мира игры составляет всего 16 квадратных километров. Средневековая Богемия буквально напичкана точками интереса, уникальными местами и, что самое важное, увлекательными приключениями, в которых вы сможете принять участие. Чтобы пересечь всю карту пешком вам потребуется больше часа (69 минут!!!) реального времени, поэтому удобнее всего путешествовать верхом на лошади. Правда, главный герой получит её в своё распоряжение не сразу, поэтому некоторое время придётся топтать пыльные дороги Богемии своими двумя. В игре есть система быстрого перемещения, напоминающая ту, что была в серии игр Fallout. Перемещаться можно исключительно между открытыми вами ключевыми точками перехода на карте. В процессе перемещения вы видите фигурку главного героя, движущуюся по проложенному на карте маршруту. При этом вы можете случайно натолкнуться в своём путешествии на бандитов, точки интереса, новые поселения или NPC, которым нужна ваша помощь.

Окружающие люди относятся к главному герою так же, как делали бы это в реальности. Если вы грязный и не мылись в местных купальнях на протяжении пары недель, запах ваш будет отталкивать даже бездомных бродяг. Рваная старая одежда, пятна крови на кольчуге, открытые раны на теле — всё это учитывается во время общения с NPC. Кроме того, ваш социальный статус, постепенно меняющийся по ходу сюжета, также накладывает свой отпечаток на то, как окружающие к вам относятся. В диалогах вы можете воспользоваться искусством красноречия, попробовать подкупить собеседника, сделать упор на свой социальный статус в обществе или же просто пригрозить сломать ему нос кулаком. Здесь все средства хороши, и выбор тактики ведения диалогов зависит исключительно от игрока.

Самое приятное, на мой взгляд, в этой игре то, что постепенно главный герой растёт и развивается, превращаясь из трусливого сопляка и размазни в отважного и опытного воина. Растёт и его социальное положение в обществе: он заводит себе друзей среди знати и получает доступ к ранее недоступным возможностям и ресурсам. Я не просто так использовал в качестве подзаголовка обзора фразу «из грязи в князи», ведь она идеально описывает процесс личностного роста протагониста в ходе развития сюжета. Подобный подход, разумеется, встречался в видеоиграх и до этого, но то, как к делу подошёл Даниэль Вавра, — совершенно новый уровень качества для игровой индустрии. Впервые ты действительно чувствуешь, как протагонист развивается, а не просто наблюдаешь за ростом показателей его основных параметров.

Прокачка персонажа в данной игре действительно очень необычна. Вы развиваете те или иные свои навыки, исключительно когда пользуетесь ими. Другими словами, верховая езда прокачивается только тогда, когда вы скачете верхом на лошади, искусство владения мечом улучшается во время поединков с тренерами или врагами, а красноречие — в ходе диалогов с людьми. Время от времени вам будут выдавать очки умений, которые можно обменять на перки, дополняющие и улучшающие ваши навыки. В списке всевозможных улучшений можно просто утонуть — настолько их много. При этом некоторые являются взаимоисключающими. Например, «Запах мужчины» улучшает ваш шанс на успех во время общения с женщинами, но при этом особи мужского пола будут замечать ваше присутствие задолго до того, как вас увидят, что не очень полезно в случае, когда нужно подкрасться к противнику. Другой навык позволит вам получить преимущество во время разговоров с простолюдинами, но тогда вам будет сложнее найти общий язык с представителями местной знати.

Основных параметров у главного героя всего четыре. «Сила», прокачиваемая во время боя, позволяет вам лучше обращаться с оружием и блокировать вражеские удары, а также переносить в своей сумке большее количество предметов. Если вы любитель пострелять из лука, то у вас будет повышаться «Ловкость». Она влияет на скорость протагониста, шанс уклонения от ударов, а также на его умение обращаться с лёгким оружием. «Живучесть» прокачивается во время физических нагрузок, таких как бег и прыжки. Чем более живуч главный герой, тем быстрее восстанавливается его здоровье, а враги наносят ему меньше повреждений. Ну и самый приятный, на мой взгляд, параметр – это «Красноречие». Именно благодаря ему вы можете сбивать цены у торговцев, уговаривать противников сложить оружие и пролезать везде «без мыла», что очень полезно в ходе выполнения большинства квестов.

Помимо основных характеристик, у главного героя есть ещё ряд боевых навыков, таких как «Ведение боя», «Защита», «Бой без оружия», «Бой мечом/булавой/топором» и «Стрельба из лука». Есть также набор специальных умений, которые к бою никак не относятся. На них стоило бы особо заострить ваше внимание. Такие способности, как «Вскрытие замков», «Занятие алхимией», «Незаметность» и «Чтение», вам безусловно пригодятся в ходе прохождения игры. Есть и такой оригинальный навык, как «Пьянство». Да, вы не ослышались. В Kingdom Come: Deliverance практически все лечебные отвары основаны на спирту, поэтому, если вы будете часто лечиться или временно усиливать свои ключевые параметры выпивкой (или просто зачастите в таверны), избежать печальных последствий не получится. Утром вы будете страдать от похмелья, в ходе которого ваш организм будет сильно ослаблен. Именно для того, чтобы стать более устойчивым к алкоголю, вам и нужен навык «Пьянство».

Как вы уже поняли, из протагониста можно создать героя, который бы отвечал всем вашим требованиям. Благо, что простор для творчества здесь просто огромный. Способствует этому и весьма интересная система экипировки персонажа. В общей сложности у главного героя есть 20 слотов, в которых он может размещать одежду, оружие и прочие предметы, надевающиеся на его тело, включая украшения. Всего существует четыре слоя одежды: сначала на тело надевается мягкий гамбезон, смягчающий удары и согревающий протагониста, затем можно надеть кольчугу, латные доспехи, а сверху ещё набросить на себя какую-нибудь накидку. Причём не стоит забывать, что в этой игре защитные свойства отдельных предметов одежды не суммируются. Наплечники защищают ваши плечи, броня — тело, а перчатки — руки.

Одежды в Kingdom Come: Deliverance просто огромное количество, поэтому, если вы трепетно относитесь к внешности своих персонажей в видеоиграх, у вас точно будет чем себя развлечь. Но всё это не только украшательства ради. Каждый предмет одежды напрямую влияет на вашу поворотливость и ловкость в бою, защиту от вражеских атак, на издаваемый вами шум и многие другие параметры. Если ваша одежда дорогая, не заляпана грязью и не повреждена, окружающие будут ощутимо лучше к вам относиться, считая, что вы представитель знатного рода. Всё это очень важно, и следует это учитывать во время игры. Здесь вообще многое зависит от невероятного количества параметров, и постепенно ты всё сильнее проникаешься вниманием разработчиков к подобным деталям. Даже лошади в игре обладают собственным инвентарём с возможностью их прокачки с помощью разных видов сбруи, специальных доспехов, попон, подков и так далее.

Боевая система в игре также очень интересна и необычна. Так как вы видите мир глазами персонажа, все поединки происходят от первого лица. Разработчики привлекали к созданию боевой системы не только знатоков оружия XV века, но и профессиональных фехтовальщиков, чтобы поединки выглядели максимально правдоподобно, но при этом эффектно. Вы можете выбрать одно из пяти направлений и нанести противнику рубящий удар оружием, а можете попытаться ткнуть его мечом. При этом вы вольны блокировать его атаки, ловко уворачиваться от них и даже обманывать врага, замахиваясь с одной стороны, но в последний момент, ударяя совершенно с другой. Время от времени вы будете сцепляться с противником в клинче, удачно вырваться из которого получается далеко не всегда. В бою всё зависит от уровня вашей выносливости: чем она выше, тем больше ударов вы сможете совершить, прежде чем главный герой обессилит.

Следует помнить, что разное оружие эффективно против разных типов брони, поэтому разрубить латные доспехи с одного-двух ударов, как во множестве других RPG, у вас не получится. Оружие ведёт себя согласно всем законам физики, отскакивает, соскальзывает и даже ломается. Против тяжёлой металлической брони лучше всего использовать палицы либо точечно целиться в незащищённые места на теле противника. Со временем ваше мастерство фехтования будет расти, и вам станут доступны новые приёмы и цепочки ударов, что не оставит противникам никаких шансов. Однако в самом начале игры вам придётся ой как несладко, ведь практически любой встреченный на дороге бандит может запросто заколоть вас копьём или зарубить топором. В Kingdom Come: Deliverance вас ждут не только дуэльные поединки «один на один», но и массовые баталии, в которых будут принимать участие множество воинов одновременно.

Игровая экономика основывается на торговцах и купцах, встречающихся вам практически на каждом шагу. Сбыть полученный в ходе приключений лут не составит для вас труда, лишь бы добраться до ближайшего населённого пункта. Когда покупаете или продаёте что-либо, всегда можно поторговаться. Вы называете свою цену, а торговец – свою. Постепенно уступая друг другу, вы движетесь к некоей золотой середине, которая в итоге устроит обоих. Если вы предпочитаете в RPG наживаться незаконным путём и воровать всё, что плохо лежит, помните, что краденные вещи сбыть будет нелегко. Если купец узнает в вещи дорогой украденный предмет (слухи в Богемии разлетаются достаточно быстро), он может сообщить о вас страже, а за такое и в тюрьму загреметь можно. Поэтому если уж и нарушаете закон, то продавайте ворованные ценности мельникам, которые промышляют тёмными делишками.

Про квесты в Kingdom Come: Deliverance можно говорить долго и восторженно. Как и в других RPG, они делятся на сюжетные, второстепенные и совсем уж простенькие наподобие «поди-принеси-подай». Я долго думал, как бы рассказать вам о квестах без спойлеров, чтобы не испортить тем самым ваше удовольствие от прохождения игры. Но так ничего и не смог придумать. Нет, ну правда, каждый квест в этой игре уникален, и увлекателен настолько, что рассказывать вам о них в своём обзоре я считаю страшным преступлением. Вы должны увидеть/услышать/прочувствовать всё это лично. Скажу лишь, что практически к каждому квесту в Kingdom Come: Deliverance можно подойти с нескольких сторон. Вариативность и свобода выбора в данном плане просто поражает! Постановка сюжетных сцен в игре на очень высоком уровне: ракурсы камеры, актёрская игра, озвучка, диалоги – всё выглядит и звучит весьма достойно. Расстраивает разве что ощущающаяся порой нехватка у разработчиков средств на полировку отдельных моментов: вот тут анимация могла была бы быть получше, а вот тут на модели персонажа сэкономили. Даже при столь впечатляющем бюджете студии не хватило денег для того, чтобы довести мир средневековой Богемии до идеального состояния.

Плавно переходим к самой непростой части данного обзора, а именно – к недостаткам игры. Основным недостатком Kingdom Come: Deliverance является тот факт, что в продажу игра поступила в крайне сыром виде. Складывается ощущение, что на Даниэля Вавру давили все, включая продюсеров, издателя и фанатов, мол, чувак, давай-ка пошевеливайся, сколько уже можно делать свой шедевр? Выпускай его уже, дай прикоснуться к прекрасному. В итоге Вавра сдался, игра вышла. Но реальность такова, что спешить с разработкой и релизом в игровой индустрии – смерти подобно. Вот и получилось, что количество багов, глитчей, критических ошибок и недоработок в Kingdom Come: Deliverance просто зашкаливает. Я бы мог с лёгкостью написать список своих замечаний страниц на десять, но не стану. Сейчас, после выпуска нескольких патчей (первый патч весил 23 гигабайта!), ситуация изменилась в лучшую сторону, тем не менее, ты то и дело натыкаешься в игре на непроходимый квест или очередной смешной баг, когда твоя лошадь «паркуется» на крыше таверны. Поначалу играть в детище Warhorse Studios было практически невозможно, именно поэтому я так долго писал свой обзор. Просто ждал выпуска новых патчей, чтобы можно было насладиться игрой, не отвлекаясь на досадные баги. Как сказал один мой товарищ: «это лучший симулятор ожидания патчей, 10 из 10!».

К минусам можно также отнести ряд условностей, введённых разработчиками для повышения реализма игры. Например, сохраняться в любой момент времени игрок может исключительно при наличии в его инвентаре спиртного напитка «Спасительный шнапс». Учитывая, что поначалу у главного героя нет ни денег, ни возможности сварить себе данный алкоголь, записать свой прогресс в игре довольно непросто. Да, сохраняться можно при посещении купальни или же ночуя в таверне. Но что делать, если нужно сохраниться перед сражением с бандитами где-то в глубокой чаще вдали от поселений? Вот то-то и оно. Сильно переборщили разработчики с нереально сложной системой взлома замков (особенно тяжело пришлось в этом плане консольщикам). До выпуска последнего патча у меня практически никогда не получалось успешно открыть сундук. Да и не только у меня. Ещё у меня сложилось впечатление, что игра намеренно никуда не спешит, чтобы измотать игрока ожиданием. Если вы хотите пропустить несколько часов, чтобы дождаться определённого момента, время перематывается невыносимо медленно. В ходе «быстрого перемещения» фигурка персонажа движется по карте еле-еле (в PC-версии это происходит более активно, чем в консольных). Перед каждым диалогом вам приходится несколько секунд наблюдать иконку загрузки. И вот таких сбивающих вас с ритма моментов в игре пруд пруди.

Плюсы:

  • Невероятно тщательно проработанный сеттинг средневековой Богемии.
  • С точки зрения исторической реалистичности игра практически безупречна.
  • Внимание разработчиков к тысячам деталей вызывает искреннее уважение.
  • Огромное количество инновационных механик по-настоящему впечатляет.
  • Вы не просто играете в RPG, а по-настоящему проживаете жизнь главного героя.
  • Диалоги между персонажами игры прописаны просто великолепно.
  • Квесты очень разнообразны, а проходить их можно множеством способов.
  • Нереально навороченная и комплексная система экипировки персонажа.
  • Очень приятная картинка, атмосферная музыка и качественная озвучка.
  • Игровой юмор не раз заставит вас искренне улыбнуться, а то и расхохотаться.
  • Огромное количество способов развлечь себя в ходе прохождения.
  • Прокачка персонажа в этой игре не похожа ни на что другое.

Минусы:

  • Баги. Их слишком много. Они повсюду. От них не спрятаться.
  • Порой бюджет игры накладывает свой отпечаток на её качество.
  • Анимация персонажей зачастую далека от идеальной.
  • Чрезмерная реалистичность и сложность отпугнёт многих.
  • Перевод на русский язык изобилует ошибками и опечатками.
  • Порой игра раздражает слишком медленным ритмом.
  • Система сохранений могла бы быть попроще.

В который раз я убеждаюсь, что на сегодняшний день именно Европа стала источником лучших в мире ролевых игр. Когда-то это почётное звание принадлежало США. Периодически выстреливала Япония со своим специфичным жанром JRPG. Но теперь тренд задают такие студии, как бельгийская Larian Studios (Divinity: Original Sin), польская CD Projekt Red (The Witcher), а теперь ещё и чешская Warhorse Studios. У Даниэля Вавры при острой ограниченности ресурсов получилось создать убедительный виртуальный мир средневековья, в котором хочется просто раствориться. Игрокам предоставляется полная свобода действий: хочешь – совершай подвиги, хочешь — травки собирай или охоться, хочешь – ищи сокровища, а хочешь – соблазняй миловидных девушек или просто спивайся в придорожном трактире. Реализм и историческая точность изображения Богемии начала XV века, а также обилие предлагаемых нам игровых механик поражают воображение. Впрочем, картину сильно смазывает общая сырость игры, которую при всём желании сложно не замечать. Я ставлю Kingdom Come: Deliverance оценку в 8 баллов из 10, но только авансом, с расчётом на предстоящие патчи, исправляющие большую часть досадных ошибок. Хочется верить, что Вавра не остановится на достигнутом и однажды мы увидим сиквел этой замечательной игры. Ведь она и правда замечательная, даже при всех её текущих недостатках.

Источник: hi-news.ru

Добавить комментарий